Открытое письмо к представителям государства от жителей Борковского сельского совета Харьковской области, оставшихся без медицинской помощи

20.03.2012

Президенту Украины

Януковичу В.Ф.

 

Уполномоченному по правам человека при Верховной Раде Украины

Карпачевой Н.И.

 

Министру здравоохранения Украины

Богатыревой Р.В.

 

Открытое письмо

К Вам обращаются жители поселков Борковского сельского совета Змиевского района Харьковской области (пос. Борки и пос. Первомайский). К сожалению, Харьковская облгосадминистрация не выполняет ст. 119, п.п. 1, 2; 49 Конституции Украины, искажая настоящее состояние с медицинской помощью в поселке Борки, пос. Первомайский. В Змиевском районе Харьковской области, несмотря на то, что Харьковская область не входит в пилотные проекты в эксперименте по оптимизации (реформе) учреждений охраны здоровья, была проведена «оптимизация» учреждений охраны здоровья при отсутствии Государственной программы и законодательных актов по реформе учреждений охраны здоровья. При этом в Змиевском районе сокращены больницы и амбулатории на 100%.

При этом Харьковская облгосадминистрация неправомерно ссылается при «оптимизации» на ст.ст. 88, 89 Бюджетного кодекса Украины, которые говорят лишь о финансировании учреждений охраны здоровья из районов и не является Законом Украины по оптимизации (реформе) учреждений охраны здоровья Украины.

1) Под видом «оптимизации» фактически закрыта участковая больница пос. Борки, поскольку закрыт приказом Главного врача ЦРБ г. Змиева № 408 пункт 2 от 27.12.2010 г. стационар. Больница перестала выполнять свои функции, потому что согласно приказа МОЗ Украины №385 от 27.12.2002 г. больница – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для предоставления стационарной помощи больным. Налицо нарушение ст. 49 Конституции Украины.

2) Нарушен Приказ МОЗ Украины №735 от 30.08.2010 г., где указано, что населенные пункты с населением более 1000 человек должны обслуживать лечебные амбулатории. В пос. Первомайский (2600 человек) амбулатория ОПСМ закрывается вместе с пунктом неотложной помощи, пос. Борки составляет 2800 человек.

3) Нарушен Статут ЦРБ г. Змиева (руководитель составляет расход доходов, расходов, разрабатывает структуру и штат соответственно с законодательством Украины), потому что нарушен Приказ МОЗ Украины №385 от 28.10.2002 г. пункт 2 — руководители организаций и учреждений здоровья должны привести в соответствие этому приказу сеть и название учреждений охраны здоровья. В списке учреждений охраны здоровья этого приказа, таких учреждений, как сельское отделение ЦРБ г. Змиев пос. Борки, сельский участок ЦРБ г. Змиев пос. Первомайский с адресами ЦРБ г. Змиева за 30 км от ЦРБ г. Змиева не предусмотрено. Причем сельский участок не может войти в сельское отделение, поскольку участок по статусу выше отделения.

4) Нарушено законодательство Украины о постепенном реформировании, информированности населения, создания механизма участия общественности в управлении системы охраны здоровья (Закон Украины №1841-VI от 22.01.2010 г., постановление КМУ №208 от 17.02.2010 г.). Люди были поставлены перед фактом закрытия больницы 01.03.2011 г., гражданских слушаний не было, что есть нарушением Конституции Украины, ст. 13, что подтверждается более 1500 подписями против такой «оптимизации».

5) Нарушена Конвенция ООН о правах инвалидов в части обеспечения инвалидам доступа к медицинской помощи и предоставлении доступного лечения в сельской местности, поскольку в пос. Первомайский проживает большое количество инвалидов, что подтверждает список инвалидов пос. Первомайский.

Все Законы Украины, указанные в приказе Главного врача ЦРБ г. Змиев, этим же приказом нарушены. Так, например, в результате закрытия участковой больницы пос. Борки нарушен Закон Украины №1841-VI от 22.01.2010 г. о создании сети лечебных учреждений, территориально приближенных к месту проживания – населению стало негде лечиться. А стационар больницы фактически обслуживал население поселков Борковского, Гомольшанского, Тарановского сельских советов (15 тысяч человек). А до ЦРБ г. Змиева – 30 км и неудовлетворительное сообщение, которое есть только по рабочим дням.

6) В поселке Борки закрыта больница, скорая помощь, забрали рентген-оборудование якобы непригодное. Скорая помощь из г. Змиева приезжает в течение 30-60 минут.

7) В пос. Первомайский — закрыта амбулатория ОПСМ, пункт неотложной помощи, забрали автомобиль Опель-Комби. Старый УАЗ (20 лет) является эскпонатом для комиссий. Нет педиатра. Много детей в поселках Борки и Первомайский.

8) Есть проблемы с кадрами. Возрастные семейные врачи (2 человека на 5400 человек). Новых врачей, сказали — не ждите. Обязательно нужен врач-педиатр.

9) Домашний стационар. Такой вид не предусмотрен законодательством Украины, потому что по санитарным условиям не соответствует лечебному учреждению, где лечение проводится под наблюдением врача и процедуры своевременны.

Низкооплачиваемый семейный врач с несколькими медсестрами, ведя амбулаторный прием и дневной стационар, физически не в состоянии обеспечить еще и лечение на дому с населением 2600-2800 человек на территории 3-5 км.

Сведения Харьковской облгосадминистрации о пролечившихся на дому в 2011 году неверны, поскольку кто мог обслужить 4309 человек на дому, если 7 месяцев в 2011 году два поселка (5400 человек) поочередно обслуживал один семейный врач, т.к. семейного врача Гладких вынудили уйти путем сокращения заработной платы.

В дневном стационаре большинство населения физически не в состоянии пройти лечение (особенно в непогоду, зимнее время), необходимо каждодневно пешком преодолевать в больном состоянии 3-5 км.

10) Доведя до развала стационар больницы нефинансированием, заселением бомжами, отсутствием врача, хотя раньше больница пользовалась большим спросом у населения, руководство района продолжает нефинансировать и дальше сельское отделение ЦРБ г. Змиев в поселке Борки в связи с чем уже последние 6 месяцев функционирует 4 койки, вместо обещанных 20 коек. Нет денег на ремонт и медикаменты.

Можно сказать, что государство сняло с себя ответственность и возложило ответственность за здоровье на само население, которое ищет пути спасения где угодно.

Обещанные еженедельные выезды бригады специалистов-диагностов, которых нет уже 2 месяца, не решают проблему лечения с закрытием больницы пос. Борки. Обещанных передвижных лабораторных диагностических комплексов никто не видел за последний год. Зато грозят «разогнать» медперсонал и сделать фельдшерский пункт.

Самый точный, но страшный статист — кладбище, свидетельствующее об увеличении смертности населения. Это цена реформам Харьковской облгосадминистрации.

К сожалению, на нарушения не реагируют ни центральные и местные органы власти, ни Уполномоченный по правам человека, ни прокуратуры, ни суды.

Но мы все еще надеемся, что нам вернут право на жизнь.

Мы не против реформ, но

Требуем:

 разумно оставить хотя бы одну больницу с круглосуточным стационаром (врачи – терапевт и педиатр) на три сельсовета: Борковский, Тарановский, Гомольшанский (15 тысяч человек). Благо, все поселки находятся на одной ж/д линии – Харьков- Лозовая. А до ЦРБ г. Змиев, единственной на весь район, 30 км с неудовлетворительным сообщением и то только по рабочим дням. Оставить скорую помощь, т.к. из г. Змиева она приезжает за 30-60 минут, что не отвечает нормам – 20 минут в сельской местности.

– согласно приказа МОЗ Украины №735 от 30.08.2010 года, в пос. Первомайский восстановить работу амбулатории ОПСМ с пунктом неотложной помощи и обеспечить автомобилем.

Comments are closed