Алчевская исправительная колония №13 присвоила себе полномочия вносить изменения в нормативно-правовые акты

Дата: 05.05.2012
Автор: Айгуль Муканова

Центр стратегической защиты Харьковской правозащитной группы, предоставляя правовую помощь одному из осужденных в Алчевской исправительной колонии №13, отправил ему для подписи и заверения доверенность на юриста Центра на представление интересов в судебных и правоохранительных органах. Ответило руководство колонии отказомзаверять доверенность.В письме было пояснение, что текст  доверенности может быть составлен только доверителем или администрацией колонии, дата должна быть указана только письменно, для заверения доверенности должны быть представлены копии паспортов лиц, на которых выдается доверенность. Интересно то, что в июне 2011 года юристы Центра получили похожим образом аргументированный отказ в заверении доверенности другому осужденному от управления пенитенциарной службы в Луганской области. В  письме управления было также указано, что доверенность не может быть выдана лицу, который не является родствеником доверителя. В этом случае представители пенитенциарной службы Луганской области уже более года под различными предлогами и пользуясь тем, что осужденного этапировали несколько раз в другие колонии, уже более года не удостоверяет доверенность. 

Для того, чтобы объяснить удивление данными ответами следует дать небольшой обзор нормативно-правовой базы в отношении заверения доверенностей отбывающих наказание лиц, которая действовала до внесения в неё изменений пенитенциарной службой Луганской области.

В соответствии со статьей 244 Гражданского Кодекса Украины доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В статье 245 Гражданского Кодекса указано, что доверенность лица, находящегося в месте лишения свободы может быть удостоверена начальником места лишения свободы и такая доверенность приравнивается к нотариально удостоверенной. Форма доверенности законом не определена, главным требованием к доверенности является четкое выражение полномочий представителя.

В соответствии с п. 1 Порядком удостоверения завещаний и доверенностей, которые приравниваются к нотариально удостоверенным, в редакции Постановления Кабинета Министров от 6 июля 2006 года (далее – Порядок удостоверения), начальники исправительных колоний и следственных изоляторов имеют право заверять завещания и доверенности физических лиц, которые содержатся в данных учреждениях. В п.4 Порядка удостоверения указано, что удостоверение доверенностей они осуществляют по устному заявлению физических лиц. Также в Порядке удостоверения указан четкий перечень оснований, по которым может быть отказано в удостоверении (отсутствие гражданской дееспособности, незаконность совершения такого действия) и предоставление отказа в письменной форме с объяснением порядка обжалования.

Согласно п.26 Порядка удостоверения в тексте доверенности указывается место и дата её составления (подписания), фамилия, имя, отчество, место проживания представителя и лица, которое представляют, и в случае необходимости – должности, которые они занимают. Требований делать это только в письменной форме и требований указывать иную информации о доверенном лице ни в Гражданском Кодексе, ни в Порядке удостоверения нет. Законодатель в настоящем случае требует от лиц, уполномоченных удостоверять доверенности, установить личность лица, которое выдает доверенность, и его дееспособность, поскольку доверитель не может доверять выполнение каких-либо действий, которые он сам не вправе совершать.

Поскольку мы доверяем представителям государства, такая твердая позиция руководства колонии и пенитенциарной службы Луганской области в нарушение указанных выше нормативно-правовых актов наводит на мысли о серьезных изменениях в нашем суверенном государстве. Это может свидетельстовать  или об изменении процедуры нормотворчества, или о том, что Луганская область приобрела статус самостоятельной административно-территориальной единицы и потому на её территории действует  внутреннее законодательство, уже отличающееся от национального. Но все же, надеясь в глубине души, что это может быть просто незнание действующего законодательства и это можно разъяснить сотрудникам, представившим незаконные требования для доверенности, юристы Центра направили запрос в Государственное управление пенитенциарной службы Украины и ждут ответа. 

Comments are closed