Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся Крыма и восточной Украины

автор: echr.coe.int

© Перевод Украинского Хельсинского союза по правам человека

Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся Крыма и восточной Украины

Пресс-релиз Секретариата Европейского суда по правам человека

ECHR 345 (2014)

26.11.2014 года

25 ноября 2014 года Европейский суд по правам человека призвал Российское правительство представить свои возражения по вопросу приемлемости двух заявлений Правительства Украины, по статье 33 (межгосударственные дела) Европейской конвенции по правам человека против Российской Федерация.

Первое заявление касается событий в Крыму, начиная с марта 2014 года, и событий в восточных областях Украины; второе дело касается заявленного похищения трех групп детей в восточной Украине и их временной передачи в Россию, три случая в период с июня по август 2014 года.

Временная мера, применимая Судом в первом случае, призывающая как Россию, так и Украину воздерживаться от действий, которые могут привести к нарушениям прав, предусмотренных Конвенцией, гражданского населения, в частности, статьи 2 (право на жизнь) и статьи 3 (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), остается в силе.

В дополнение к двум межгосударственным заявлениям, есть более чем 160 индивидуальных заявлений, находящихся на рассмотрении Суда, поданных против Украины или России, или их обоих. Более 20 из этих дел имеют отношение к событиям в Крыму. Остальные дела связаны с событиями в восточной Украине.

Дело Украина против России (заявление №. 20958/14) было подано 13 марта 2014 года. Оно связано с событиями, приведшими к последующему принятию Российской Федерации на себя контроля над Крымским полуостровом и дальнейшим развитием событий в восточной Украине.

Правительство Украины утверждает, что с 27 февраля 2014 года, Россия – через осуществление эффективного контроля над Автономной Республикой Крым, неотъемлемой части Украины, и через осуществление контроля над сепаратистами и вооруженными группами, действующими в восточной Украине – осуществляла юрисдикцию над ситуацией, которая привела к многочисленным нарушениям Европейской конвенции по правам человека. Правительство Украины ссылается на статью 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 8 (право на уважение частной жизни), 9 (свобода религии), 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и объединений), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (запрещение дискриминации) Конвенции и статью 1 Протокола № 1 (защита собственности) и статью 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) к Конвенции.

В частности, в соответствии с утверждениями правительства Украины, в период с марта по сентябрь 2014 года, украинские военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица были убиты в результате незаконного присоединения Крыма и поддержке Россией сепаратистов, вооруженных групп в восточной Украине. Они утверждают, что убийства были хорошо спланированы и носили систематический характер. Они также ссылаются на случаи пыток или других форм жестокого обращения с гражданскими лицами и произвольного лишения свободы. Некоторые из крымских татар были подвергнуты жестокому обращению из-за их этнического происхождения или их попыток защитить украинские национальные символы. Украинские граждане, проживающие в Крыму и Севастополе, были автоматически признаны гражданами России, и также оказывалось давление на тех из них, кто выразил желание остаться гражданами Украины. Были случаи нападения, похищения, жестокого обращения и преследования журналистов, занимающихся своей профессиональной деятельностью. Имущество, принадлежащее украинским юридическим лицам, было подвергнуто незаконному контролю, а именно, было отнято самопровозглашенными властями Республики Крым, а затем этому действию было придано юридическую силу законодательством Российской Федерации. В заключении, правительство Украины утверждает, что в результате новой государственной границы между Крымом и Украиной, въезд в Крым гражданами Украины был незаконно ограничен.

После подачи жалобы 13 марта 2014 года, Суд решил применить Правило 39 Регламента Суда (временные меры), призывающие как Россию, так и Украину воздержаться от принятия каких-либо мер, в частности военных действий, которые могли бы привести к нарушению конвенционных прав гражданского населения, в частности, статей 2 и 3 Конвенции. Временная мера остается в силе.

Дело Украина против России II (№. 43800/14) было подано 13 июня 2014 года. Оно касается похищения трех групп украинских детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нескольких взрослых, сопровождающих их. Группы были похищены вооруженными представителями сепаратистских сил в восточной Украине, в трех случаях, в июне, июле и августе 2014 соответственно, а затем транспортированных в Россию. В каждом случае, после дипломатических усилий украинских властей в координации с российскими властями, дети и взрослые были возвращены на территорию Украины через один день, а в третьем случае, через пять дней после их похищения.

Временная мера, применимая Европейским судом по правам человека, в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, касательно представленного дела, после первого случая – предписывающая Правительству Российской Федерации, необходимость обеспечения им уважения прав, предусмотренных Конвенцией, похищенных людей и их немедленного возвращения в Украину – была снята после того, как группа была возвращена в Украину.

Правительство Украины жалуется, на то, что похищения и незаконные пересечения границы были нарушением статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 8 (право на уважение частной жизни) Конвенции и статьи 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) к Конвенции.

Европейский суд по правам человека предложил Российскому правительству представить свои замечания по вопросу о приемлемости обоих дел, Украина против России (20958/14) и Украина против России II (43800/14), в течение 16 недель, и прокомментировать, в частности, такие вопросы: попадают ли предполагаемые нарушения Конвенции под юрисдикцию Российской Федерации, по сути статьи 1 Конвенции (обязанность государств уважать права, гарантированные Конвенцией), какие меры правовой защиты были доступны для людей, имеющих отношение к предполагаемым нарушениям Конвенции и являются ли эти средства доступными и эффективными.

В дополнение к двум межгосударственных делам, в том же контексте, есть более чем 160 индивидуальных заявлений, находящихся на рассмотрении Суда, поданных против Украины или России, или их обоих. Более 20 из этих заявлений касаются событий в Крыму. Они касаются таких жалоб: лишение свободы людей, предположительного контроля и влияния на права заявителей со стороны Российской Федерации в Крыму на уважение их частной жизни, их мирного владения собственностью, их свободы передвижения; или различные аспекты уголовного судопроизводства, которые были возобновлены властями Российской Федерации в Крыму.

Более 140 индивидуальных заявлений касаются событий в восточной Украине. Большинство из них были поданы против Украины, так и России и включать жалобы о различных формах жестокого обращения и незаконного лишения свободы. Они включают также случаи заявленных нарушений статьи 2 (право на жизнь) Конвенции, связанные с предполагаемыми ранениями и исчезновениями. Меньшая группа случаев относится к уничтожению имущества и влияния военных действий на права заявителей в соответствии со статьей 8 (право на уважение частной жизни) Конвенции.

В 104 индивидуальных заявлениях, временные меры в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда были применены соответствующими правительствами / – России и/или Украины – для обеспечения соблюдения прав, предусмотренных Конвенцией по правам человека, лишенных свободы, или людей, чье местонахождение неизвестно. В 14 случаях, люди были освобождены из заключения, а затем соответствующие меры были сняты.

Этот пресс-релиз подготовлен Секретариатом. Он не имеет обязательной силы для Суда. Мнения, решения и дополнительную информацию о Суде можно найти по данной ссылке: www.echr.coe.int. Для получения пресс-релизов Суда, пожалуйста, подпишитесь здесь: www.echr.coe.int/RSS/en или найдите нас на Twitter @ECHRpress.

Европейский суд по правам человека был создан в городе Страсбург государствами-членами Совета Европы в 1959 году для рассмотрения нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.