Международный уголовный суд: вопросы и ответы

Дата: 05.04.2015
Автор: Яна Заикина, юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека

Зміст

Международный уголовный суд: вопросы и ответы

Что такое МУС?

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.
МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды.
Международные трибуналы, действовавшие в 1990-х годах (Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде) показали международному сообществу необходимость создания независимого и постоянного суда для разрешения дел, связанных с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечества.
В июне 1998 года Генеральная Ассамблея ООН созвала конференцию «для завершения и принятия конвенции по учреждению международного уголовного суда». 17 июля 1998 года Римский статут был принят путём голосования, в ходе которого 120 государств проголосовали «за», 7 — «против» и 21 государство воздержалось.
Условием для вступления в силу Устава являлась ратификация Устава не менее, чем 60 государствами. Этот «барьер» был преодолён 11 апреля 2002 года. Соглашение вступило в силу 1 июля 2002 года (http://www.un.org/ru/law/icc/).

Органы МУС

Суд состоит из следующих органов:
a) Президиум;
b) Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства;
c) Канцелярия Прокурора;
d) Секретариат (см. ст. 43 Римского статута).
За какие преступления судит МУС?
Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: a) преступление геноцида; b) преступления против человечности; c) военные преступления; d) преступление агрессии (см. статью 5 Римского статута).

Кого судит МУС?

Суд наделен мандатом судить не государства, а физических лиц. Суд может осуществить судебное преследование высокопоставленных чиновников и военачальников.
К уголовной ответственности могут быть привлечены на равной основе все лица, независимо от того, являются ли они главами государств или правительств, членами правительств или парламентов, выборными представителями или правительственными должностными чиновниками. Аналогичным образом, должностное положение не является основанием для смягчения приговора.
Тот факт, что преступление было совершено лицом по приказу вышестоящего начальника, как правило, не освобождает это лицо от уголовной ответственности.
Военачальник несет уголовную ответственность за преступления, совершенные военнослужащими, находящимися под его командованием и контролем. Уголовная ответственность также наступает, если военачальник знал или должен был знать, что военнослужащие совершали или собирались совершить такие преступления, но при этом не принял мер по предотвращению или пресечению их совершения.

Рассматривает ли МУС дела о терроризме?

Нет. В Риме был проявлен значительный интерес к распространению юрисдикции Суда на терроризм, однако было решено не делать этого. В настоящее время, в дополнение к различным договорам, запрещающим многие конкретные акты терроризма, и с учетом событий 11 сентября 2001 года государства — члены Организации Объединенных Наций занимаются разработкой всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. На одной из будущих конференций по обзору, если государства примут соответствующее решение, юрисдикция Суда может быть распространена на преступление терроризма (http://www.un.org/ru/law/icc/qa.shtml).

В каких случаях МУС рассматривает дела?

МУС не подменяет национальные правовые системы, действуя только тогда, когда государства не проводят расследования и уголовного преследования или не желают или не способны делать это должны образом. Нежелание и неспособность отдельно определяются Статутом (см. ст. 17 Римского статута)

Порядок возбуждения дел в МУС или кто может обращаться в МУС?

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:
• одно из государств-участников передаёт прокурору суда некоторую ситуацию;
• Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС);
• прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе (proprio motu). Действия прокурора должны быть подтверждены палатой предварительного производства, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Могут ли физические лица и организации обращаться в МУС?

Да. Прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе (proprio motu) на основе информации от потерпевших, неправительственных организаций или иных источников, которые сочтет подходящими (см. ст. 15 Римского статута).

Приемлемость дел

Возможность оспорить приемлемость возникает до начала расследования, но только после подтверждения Палатой предварительного производства наличия достаточных оснований для его возбуждения.
Статья 17 Римского статута содержит перечень случаев, когда дело не может быть принято к производству МУС, а именно:
a) данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией, за исключением случаев, когда это государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом;
b) дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования, за исключением случаев, когда это решение стало результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;
c) лицо, которого это касается, уже было судимо за поведение, которое является предметом данного заявления, и проведение судебного разбирательства Судом не разрешено на основании пункта 3 статьи 20;
d) дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие действия со стороны Суда.

К какому наказанию может приговорить МУС?

Суд может назначать длительные сроки тюремного заключения до 30 лет или пожизненное заключение, когда это оправдывается тяжестью преступления. Кроме того, Суд может вынести постановление об уплате штрафа, конфискации поступлений, имущества или активов, извлеченных в результате совершения преступления.

Может ли МУС присудить потерпевшему компенсацию?

Да. Суд имеет право определять размер любого ущерба, потерь и вреда и принимать решение о том, что осужденное лицо должно выплатить конкретное возмещение. В интересах потерпевших и членов их семей может учреждаться целевой фонд. Средства для фонда будут включать в себя деньги и другое имущество, собранные посредством штрафов и конфискаций по решению Суда.

Плюсы признания юрисдикции МУС для Украины

Ратификация Римского статута дала бы возможность привлечь к ответственности лиц, виновных в преступлениях, совершенных в во время событий на «ЕвроМайдане» и военные преступления в зоне АТО.
Кроме того, признание юрисдикции МУС для Украины могло бы стать сдерживающим фактором для всех сторон, которые сейчас нарушают права человека в зоне военного конфликта (http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/01/21/7055891/), а также стимулом для национальных органов проводить эффективные расследования и привлекать виновных к уголовной ответственности.

Почему СНБО затягивает процесс признания юрисдикции МУС?

В официальном сообщении СНБО говорится, что в условиях аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе ратификация Римского статута целесообразна только в условиях синхронного принятия такого решения Россией, которая не ратифицировала статут, т.к. юрисдикция МУС распространяется только на территорию государств, ратифицировавших Римский статут.
СНБО сообщает, что Россия не ратифицировала Римский Устав, а Грузия – ратифицировала. В августе 2008 года российская армия вторглась на территорию Грузии якобы для защиты российских граждан. Сейчас МУС рассматривает более 3000 обращений именно от россиян, которые получили российское гражданство в Южной Осетии и якобы понесли ущерб от действий грузинских властей.
В сообщении говорится, что Россия, сознательно дестабилизируя ситуацию в странах, которые входят в сферу ее национальных интересов, не собирается ратифицировать этот документ.
Россия уже создала “Белую книгу памяти” о событиях на Донбассе и готовит иски к украинским военным. По логике россиян, не имеет значения, что именно российские военные и поддерживаемые ею террористы виновны в гибели тысяч мирных граждан и украинских военных. Важны только фальсифицированные данные об обстреле Донецка и Луганска и тысячи жалоб от возмущенных жителей, которые уже подготовлены российскими юристами.

Что случится после того, как РФ (или ее граждане через Прокурора МУС) сообщит МУС о военных преступлениях, совершенных украинскими военными в зоне АТО?

МУС не заменяет национальную систему расследований. Поэтому даже если Россия обратится к МКС с заявлением о военных преступлениях, совершенных украинскими военными формированиями, то МУС спросит украинские органы следствия, проводят ли они расследование.
И если Генпрокуратура открыла уголовное производство, проверяет эти факты и не нуждается в помощи, МУС не будет вмешиваться, а дело будет отклонено как неприемлемое.
МУС откроет производство только тогда, когда государство не желает или не способно возбудить уголовное производство и должным образом провести расследование.

Есть ли другой вариант привлечения к ответственности за преступления, совершенные на Майдане и военные преступления в зоне АТО кроме ратификации Статута?

Есть два варианта.

Вариант 1. Согласно Римского статута, МУС может осуществлять свою юрисдикцию, в частности, если государство, которое не является участником Статута, решило признать юрисдикцию Суда в отношении конкретного преступления, совершенного на его территории или его гражданином (см. часть 3 стать 12 Римского статута).
 

Вариант 2. Создание специального трибунала, такого, как были созданы Советом Безопасности ООН по бывшей Югославии и по Руанде для рассмотрения конкретных ситуаций.

Минусы этих вариантов.
Действия специального трибунала буду менее оперативными, чем действия МУС, поскольку понадобится время, чтобы учредить этот специальный трибунал.
Кроме того, его юрисдикция, как и в случае применения процедуры, предусмотренной частью 3 стать 12 Римского статута, будет ограничена временем и соответствующими территориями. Они не будут предназначены для рассмотрения нарушений, которые произошли в других местах, или для предотвращения нарушений в будущем.
Они также не будут стимулировать государственные органы Украины к проведению эффективных расследований и судебному преследованию за чудовищные преступления, совершаемых на их территории или их гражданами. Признание юрисдикции МУС дало бы понимание следственным и судебным органам Украины, что если они не сделают свою работу надлежащим образом, то МУС будет осуществлять свою юрисдикцию.

Может ли Украина не ратифицировать Римский статут?

Нет. Статья 8 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, ратифицированное Верховной Радой Украины 16 сентября 2014 г. , содержит договорное обязательство нашей страны ратифицировать этот статут.
Отказ от ратификации Римского статута может спровоцировать отказ ЕС завершить процесс ратификации Соглашения об ассоциации. Потому что в таком случае Украина будет выглядеть ненадежным партнером. Именно не ратификация Украиной статута создаст основу для антиукраинской пропаганды, в том числе с помощью агентов влияния России в Европе.

Что нужно сделать Украине, чтобы признать юрисдикцию МУС?

Шаг первый. Внести изменения в статью 124 Конституции Украины, согласно которой, «Правосуддя в Україні здійснюється виключно судами. Делегування функцій судів, а також привласнення цих функцій іншими органами чи посадовими особами не допускаються.»
В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект № 1788, который предусматривает дополнение статьи 124 Конституции Украины положением о том, что “Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях Римского статута Международного уголовного суда”. Законопроект, в частности, предусматривает высшую юрисдикцию Гаагского трибунала над решениями украинских судов. Инициаторами законопроекта стали нардепы от “Блока Петра Порошенко” Виталий Куприй и Николай Паламарчук, депутат от “Батькивщины” Андрей Кожемякин.

Шаг второй. Непосредственно ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда.

 

Яна Заикина, юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека