Можно сказать, что сегодня, 6 июня 2011 года, Верховный Суд открыл новую страницу в правовой истории Украины. Впервые он отменил судебные решения, которые были вынесены с существенным нарушением принципов справедливого судопроизводства, подтвержденных решением Европейского суда по правам человека.
2 сентября 2003 года Донецкий апелляционный суд осудил Леонида Лазаренко к пожизненному заключению, а 8 апреля 2004 года Верховный Суд оставил приговор в силе. Затем был процесс в Европейском суде по правам человека, который закончился 28 октября 2010 года решением по делу Леонида Лазаренко против Украины. И вот сегодня, Верховный Суд отменил все решения по делу Лазаренко и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Хотя такое решение Верховного Суда кажется естественным и логичным, однако исход дела был неясен до вынесения сегодняшнего решения. Пересмотр решений национальных судов вследствие установления Европейским судом нарушения права на справедливый суд имеет свою, не очень гладкую историю.
30 июля 2009 года Верховный Суд в аналогичной ситуации с делом Яременко просто изменил судебные решения, исключив из них ряд доказательств, но оставив приговор в целом в силе. Метод, избранный тогда Верховным Судом, стал поводом для нового дела в Европейском суде – Яременко № 2 против Украины, которое в настоящее время находится на коммуникации.
Немного модифицированным образом Верховный Суд поступил после решения Европейского Суда по делу Шабельника против Украины. Тогда суд отменил решение кассационной инстанции, но уже в качестве кассационной инстанции, исключив из него спорные доказательства. Это решение также рассматривается Европейским судом в деле Шабельника (№ 2) против Украины.
Можно также вспомнить о многострадальном деле Луценко, которое так и не дошло до рассмотрения в Верховном Суде.
И вот, наконец, в деле Леонида Лазаренко Верховный Суд решил отказаться от процессуальных экзерсисов и предоставил ему возможность защищаться в суде, который теперь обязан будет оценивать доказательства без учета тех, которые были получены в нарушение статьи 6 Конвенции.
К сожалению, мы не располагаем полным текстом сегодняшнего решения Верховного Суда. Но как только оно станет доступным, мы продолжим анализ его значения и последствий для правовой системы страны.