Доклад Украинскому Правительству о результатах визита Европейского комитета по предупреждению пыток и нечеловеческого или унижающего обращения или наказания (КПП) от 29 ноября до 6 декабря 2011 года. Страсбург, 14 ноября 2012 года
(часть, посвященная визиту в Киевский и Харьковский следственные изоляторы)
(перевод выполнил Вадим Човган)
B. Вопросы, связанные с СИЗО в Киеве и Харькове
40. В связи с весьма специфическим характером визита, делегация была не в состоянии детально изучить ситуацию заключенных (и осужденных), содержащихся в СИЗО в Киеве и Харькове. Тем не менее, есть некоторые вопросы, которые вызывают особую озабоченность, и поэтому они обозначены в этом докладе.
41. Подавляющее большинство опрошенных делегацией следственно-арестованных в двух посещенных СИЗО указали, что тюремные сотрудники корректно относятся к ним.
Тем не менее, одна находящаяся в предварительном заключении женщина утверждала, что ее толкнули вниз по лестнице, ударили дубинкой и прижгли сигаретой тюремные надзиратели в Киевском СИЗО. Исходя из осмотра женщины врачом из делегации, были обнаружены повреждения, которые, по мнению КПП, согласуются с заявленными жалобами на жестокое обращение.
КПП надеется, что руководство Киевского СИЗО будет оставаться бдительным и примет соответствующие меры для предотвращения случаев жестокого обращения с заключенными со стороны персонала.
42. Кроме того, в Харьковском СИЗО, изучение книги происшествий учреждения показало, что утверждения о жестоком обращении с заключенным со стороны сотрудников тюрем было предметом продолжающегося уголовного расследования. Следственно-арестованный, который в августе 2011 года был на несколько дней переведен из СИЗО в Луганске в Харьковский СИЗО, прибыл в Харьковский СИЗО без видимых травм. Но после возвращения у него были выявлены различные травмы (на обоих бедрах и левом плече). Исходя из письменного заявления, его били резиновым молотком тюремные служащие, при этом он был в наручниках, в присутствии представителя администрации учреждения. Об этом случае тюремным персоналом было сообщено в Харьковскую областную прокуратуру.
КПП хотел бы быть информированным о результатах вышеупомянутого расследования и, если возможно, о действиях, которые впоследствии были предприняты на уголовном и/или дисциплинарном уровне.
43. Делегация получила в целом положительные впечатления от материальных условий в участках для несовершеннолетних в СИЗО Киева и Харькова.
Тем не менее, условия содержания были просто ужасны во многих других структурных единицах обоих СИЗО. Много камер были в плохом состоянии и имели лишь очень ограниченный доступ к естественному свету. Кроме того, Комитет выражает обеспокоенность по поводу переполненности, которая наблюдается во многих структурных единицах обоих учреждений. Во время визита в Киевском СИЗО содержался 3761 заключенный (официальная вместимость: 2850 мест) и в Харьковском СИЗО – 3415 заключенных (официальная вместимость: 2808 мест).
Комитет признает усилия, предпринятые украинскими властями для уменьшения переполненности в двух посещенных СИЗО. Однако, несмотря на то, что более 1000 заключенных были недавно переведены из Харьковского СИЗО в другие учреждения, ситуация остается весьма проблематичной в обоих СИЗО (в частности, в жилых блоках для взрослых мужчин).
К примеру, в Харьковском СИЗО, во время визита делегация обнаружила, что в камере площадью около 45 м² было размещено 44 взрослых заключенных мужского пола (и, по имеющимся сведениям, иногда содержалось даже больше). Там было всего 28 кроватей, что означало, что заключенные должны были спать по очереди. Они также должны были хранить свои личные вещи, мыть и сушить белье внутри камеры. Некоторые заключенные содержались в таких условиях в течение нескольких лет.
Комитет должен рекомендовать опять, чтобы были предприняты меры в Киевском и Харьковском СИЗО и, если необходимо, в других пенитенциарных учреждениях Украины, с той целью чтобы:
– каждый заключенный был обеспечен собственной кроватью (и чистым постельным бельем);
– были предприняты существенные усилия для снижения переполненности тюрем и равномерного распределения заключенных в доступных помещениях, чтобы предложить как минимум 4 м² жилой площади на одного заключенного;
– заключенные имели надлежащий доступ к естественному освещению и вентиляции в камерах.
44. Что касается Харьковского СИЗО, есть два более специфичных вопроса, которые вызывают озабоченность:
Во-первых, в Блоке 1 учреждения, делегация обнаружила четыре кабинки для содержания, размеры которых были всего 0,80 м² и где было совершенно темно и не было никакого искусственного освещения. По словам сотрудников, заключенные, которые проявляли насилие или иным образом нарушили внутренние правила, иногда помещались в таких кабинах в ожидании сотрудником отдела внутренней безопасности. Комитет должен подчеркнуть, что в силу своего размера эти кабины сами по себе не подходят для содержания лица в течение какого-либо времени. Во-вторых, делегация отметила, что много окон были закрыты металлическими решетками, тем самым блокируя весь доступ к естественному свету.
Эти два вопроса были подняты делегацией на месте с директором Харьковского СИЗО. Он заверил делегацию в том, что эти кабины будут немедленно выведены из эксплуатации и что металлические решетки будут сняты насколько это возможно быстро.
В письме от 26 января 2012 года украинские власти подтвердили, что вышеупомянутые кабины для содержания были выведены из эксплуатации. Власти также указали, что начались работы по снятию металлических решеток с окон жилых блоков Харьковского СИЗО, они будут завершены к 7 марта 2012 года.
КПП принимает к сведению эту информацию и хотел бы получить подтверждение того, что все металлические решетки уже были демонтированы.
45. В своем вышеупомянутом письме от 26 января 2012 года, украинские власти также сообщили КПП, что “В ходе подготовки новой Инструкции «Об организации надзора в учреждениях предварительного заключения» планируется рассмотреть целесообразность использования временных боксов (кабинок заключения) для содержания задержанных в режимных зданиях учреждений предварительного заключения. Этот процесс должен быть завершен в течение первых трех месяцев 2012 года”. Комитет хотел бы получить обновленную информацию по этому вопросу.
46. К сожалению, ситуация не улучшилась со времени визита 2009 года в отношении занятости, предлагаемой предварительно заключенным в двух посещенных СИЗО. Помимо одного часа прогулки в день, подавляющее большинство из них оставались запертыми в своих камерах весь день, единственными занятиями были просмотр телевизора, чтение и игра в настольные игры.
Ситуация еще более усугубляется тем, что в обоих СИЗО существующие сооружения для занятий упражнениями были слишком малы. Например, дворик, относившийся к вышеупомянутой камере Харьковского СИЗО (с 44 заключенными) имел размер около 45 м², что делало его практически невозможным для физических упражнений заключенных. Не удивительно, что многие заключенные потеряли всю мотивацию выходить на улицу каждый день.
КПП призывает украинские власти улучшить в приоритетном порядке ситуацию с возможностями физических упражнений в Киевском и Харьковском СИЗО. В качестве первого шага должны быть приняты меры, гарантирующие, что все заключенные могут проводить по крайней мере один час на открытом воздухе в более хороших условиях (например, путем введения системы смен, которая позволяет заключенным выходить на улицу небольшими группами).
Кроме того, Комитет подтверждает свою рекомендацию о том, что украинские власти должны удвоить свои усилия для разработки программы целесообразной деятельности для арестованных в посещенных учреждениях и, при необходимости, в других СИЗО Украины. Как было подчеркнуто Комитетом в докладах о предыдущих визитах, должна быть обеспечена задача, чтобы все заключенные, в том числе заключенные под стражу, были способны проводить разумную часть дня вне камер, занимаясь целесообразной деятельностью различного характера (работы, желательно с профессиональным уклоном; образование; спорт; отдых / общение).
47. Что касается медицинского обследования вновь прибывших заключенных в Киевский и Харьковский СИЗО, делается ссылка на замечания и рекомендации, содержащиеся в параграфе 26 и 28-31.
48. По случаю этого визита и в свете сообщений, недавно полученных КПП, состав делегации также подробно рассмотрел услуги здравоохранения, предоставляемые определенным лицам, которые содержатся под стражей в Киевском СИЗО и, в частности, г-н Валерий Иващенко, г-н Юрий Луценко и г-жа Юлия Тимошенко.
В этой связи Комитет хотел бы подчеркнуть, что роль членов делегации медиков не та же, что у лечащего врача; их задача состоит в оценке качества медицинской помощи и, в частности, доступа к лечению содержащихся людей. Кроме того, Комитет хотел бы напомнить, что тюремные власти несут ответственность за охрану здоровья всех заключенных; все возможные усилия должны быть сделаны, чтобы гарантировать, что точный диагноз незамедлительно установлен и что адекватное лечение, требуемое состоянием здоровья заинтересованного лица, предоставляется всем заключенным.
Комитет должен выразить свою озабоченность тем, что в отношении каждого из трех вышеупомянутых лиц произошли значительные задержки – по разным причинам – в организации специализированных медицинских осмотров за пределами СИЗО. Проблемы такого рода неоднократно наблюдались Комитетом во время всех предыдущих визитов в Киевский СИЗО, а также в других пенитенциарных учреждениях в Украине. Комитет настоятельно призывает украинские власти принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в будущем все заключенные, которые нуждаются в лечении/обследовании специалистом, отправлялись за пределы больницы без неоправданной задержки.
49. Что касается г-на Иващенко и г-жи Тимошенко, делегация отметила, что обоим заключенным предоставлялось симптоматическое лечение. Во время разговора с украинскими властями в конце визита делегация подчеркнула, что, если их положение не улучшится в ближайшем будущем, было бы желательно испытать дополнительное вмешательство (например, физиотерапию, инфильтрационные терапии, предоставление корсета), если необходимо, в специализированных условиях стационара.
В письме от 1 февраля 2012 года президент КПП просил украинские власти предоставить обновленную информацию о всех медицинских вмешательствах, которые были проведены в отношении г-на Иващенко, г-на Луценко и г-жи Тимошенко после визита КПП.
23 февраля 2012 года, украинские власти передали КПП хронологический отчет о различных диагностических и лечебных мероприятиях, которые были проведены в отношении всех трех лиц до середины февраля 2012 года. Кроме того, власти сообщили, что 30 декабря 2011 года г-жа Тимошенко была переведена из Киевского СИЗО в Качановскую исправительную колонию № 54, а также, что 14 и 15 февраля 2012 года она была осмотрена международной медицинской комиссией. Они также заявили, что Тимошенко делается регулярный массаж физиотерапевта, но она по-прежнему отказывается сдавать анализ крови.
Для того, чтобы быть в состоянии следить за развитием событий более близко, КПП просит украинские власти предоставить обновленную информацию о всех медицинских вмешательствах, которые были проведены в отношении г-на Иващенко, г-н Луценко и г-жи Тимошенко с 15 февраля 2012 года. Что касается г-жи Тимошенко, Комитет хотел бы также получить копию отчета (ов), составленных членами международной медицинской комиссии, которые исследовали ее 14 и 15 февраля 2012 года.
50. Наконец, несмотря на конкретные рекомендации, сделанные Комитетом после всех предыдущих визитов в Украину, жесткие ограничения по-прежнему часто налагаются на контакты следственных заключенных с внешним миром. Многим арестантам не разрешалось принимать любые посещения лиц, не являющихся их адвокатом (или законным представителем), совершать телефонные звонки, в течение длительного времени; в ряде случаев, эта ситуация продолжалась уже более года. Такое положение дел является неприемлемым.
КПП вновь призывает украинские власти принять меры для того, чтобы убедиться, что арестованные, в принципе, имеют право на получение визитов и получение/отправление писем. Любой отказ дать разрешение на посещение или отправление/получение писем должен быть специально обоснован потребностями расследования, требовать одобрения органа, не связанного с соответствующим делом и применятся на указанный период времени, с указанием причин. В случае необходимости, соответствующее законодательство и правила должны быть изменены.
Кроме того, Комитет подтверждает свою рекомендацию о необходимости принятия мер для обеспечения того, чтобы арестованным, как правило, предоставлялся постоянный доступ к телефону. Если есть предполагаемый риск сговора в отдельных случаях, конкретный телефонный звонок всегда может отслеживаться. Любое решение, запрещать или накладывать ограничения на доступ заключенных к телефону должен базироваться на обоснованном предположении о риске сговора, запугивания или другой незаконной деятельности и применяться в течение определенного периода.
Вопросы, связанные с СИЗО в Киеве и Харькове
рекомендации
– должны быть приняты меры в Киевском и Харьковском СИЗО и, при необходимости, в других пенитенциарных учреждениях в Украине, чтобы гарантировать, что:
– каждый заключенный обеспечивается собственной кроватью (и чистым постельным бельем);
– осуществляются напряженные усилия по снижению переполненности тюрем и заключенных распределяют равномерно среди доступного жилья, чтобы предоставить как минимум 4 м² жилой площади на одного заключенного;
– заключенные имеют надлежащий доступ к естественному освещению и вентиляции в камерах (пункт 43);
– украинским властям улучшить, в приоритетном порядке, ситуацию с прогулками в Киевском и Харьковском СИЗО. В качестве первого шага должны быть приняты меры, чтобы гарантировать, что все заключенные могут проводить по крайней мере один час на открытом воздухе в более благоприятных условиях (например, путем введения системы смен, которая позволит заключенным выходить на улицу в небольших группах) (пункт 46);
– украинским властям удвоить свои усилия для разработки программы целенаправленной деятельности арестованных в посещенных учреждениях и, при необходимости, в других СИЗО в Украине (пункт 46);
– украинским властям принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в будущем все заключенные, которые нуждаются в лечении / обследовании специалиста, направлялись за пределы больницы без неоправданной задержки (пункт 48);
– украинским властям принять меры для обеспечения того, чтобы арестованные, в принципе, имели право на получение визитов и получение / отправление писем. Любой отказ дать разрешение на посещение или отправление / получение писем должен быть специально обоснован потребностями расследования, требовать одобрения органа, не связанного с соответствующим делом, и применяться на указанный период времени, с указанием причин. В случае необходимости, соответствующее законодательство и правила должны быть изменены (пункт 50);
рекомендации
– должны быть предприняты усилия для обеспечения того, чтобы следственно-арестованным, как правило, предоставлялся постоянный доступ к телефону. Любое решение о запрещении или применении ограничения на доступ заключенных к телефону должно базироваться на обоснованном предположении о риске сговора, запугивания или другой незаконной деятельности и применяться в течение определенного периода.
комментарии
– КПП надеется, что руководство Киевского СИЗО будет оставаться бдительным и примет соответствующие меры для предотвращения случаев жестокого обращения с заключенными со стороны персонала (пункт 41).
запросы о предоставлении информации
– результаты расследования по факту предполагаемого жестокого обращения с арестованным в Харьковском СИЗО, упомянутого в пункте 42, и, если возможно, информацию о мерах, принятых в последствии на уголовном и/или дисциплинарном уровнях (пункт 42);
– подтверждение того, что все металлические решетки были удалены из окон камер содержания в Харьковском СИЗО (пункт 44);
– обновленную информацию о результатах рассмотрения целесообразности использования кабинок временного содержания, упомянутых в пункте 45 (пункт 45);
– информацию о всех медицинских вмешательствах, которые были проведены в отношении г-на Валерия Иващенко, г-на Юрий Луценко и г-жи Юлии Тимошенко с 15 февраля 2012 года. Что касается г-жи Тимошенко, копию отчета (ов) составленных членами международной медицинской комиссии, которые обследовали ее 14 и 15 февраля 2012 года (пункт 49).
Ответ Украинского Правительства на доклад Европейского комитета по предупреждению пыток и нечеловеческого или унижающего обращения или наказания (КПП) (от 29 ноября до 6 декабря 2011 года)
(перевод выполнил Вадим Човган)
Касательно пункта 41
С целью устранения условий, которые могли бы способствовать такой ситуации, Государственная пенитенциарная служба Украины начала участие в реализации проекта 1.2.1 “Борьба с жестоким обращением и безнаказанностью» в рамках Плана действий Совета Европы для Украины на 2011-2014 годы (срок реализации – с 01.07.2011 до 31.12.2013).
В марте 2012 пенитенциарное учреждение служило в качестве платформы для мониторинга соблюдения прав человека в местах лишения свободы – мониторы прав человека, представляющие тринадцать стран, прошли обучение на базе пенитенциарных учреждений Украины. Мероприятие было направлено на получение дополнительного опыта практических навыков контроля за местами заключения в соответствии с требованиями международных стандартов и правил обеспечения процедуры отбывания уголовного наказания осужденными, а также условий их содержания в пенитенциарных учреждениях.
23 апреля 2012 и 27 июня 2012 правозащитными организациями был проведен мониторинг условий содержания в пенитенциарных учреждениях в пяти исправительных учреждениях Киевской, Львовской, Николаевской, Харьковской и Черниговской областях.
Касательно пункта 42
В 2005-2011 осужденный “D” перемещался через Харьковский СИЗО в другие пенитенциарные учреждения 12 раз. Во время содержания указанного лица в Харьковском СИЗО, ни физической силы, ни специальных мер в отношении него не применялось.
Органы прокуратуры Харьковской области провели проверку жалоб, поданных осужденным “D”, о применении к нему физической силы сотрудниками Харьковского СИЗО Управления Государственной пенитенциарной службы Украины в этой области с 13 августа 2011 до 15 августа 2011 года.
Было установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Харькова осуществлялось предварительное расследование по этому событию, на основании которого 11 декабря 2011 года было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Харьковского СИЗО, так как в их действиях не было найдено признаков преступлений, предусмотренных статьями 126, 127, 364-1, 365, 365-1 Уголовного кодекса Украины.
Касательно пункта 43
Каждый заключенный под стражу снабжен спальным местом и постельными принадлежностями.
В соответствии с санитарными правилами обязательное мытье и замена постельного белья производится не реже одного раза в 7 дней.
С 1 января 2012 года, после вступления в силу второго абзаца подпункта 23 статьи 1 Закона Украины от 21.01.2010 № 1828-VI “О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины», были введены положения касательно жилой площади на одного осужденного, в том числе:
– В арестных домах предназначенных для содержания лиц, осужденных к аресту (мужчины и женщины, в том числе несовершеннолетние) – не менее 4 кв.м. на одного человека;
– В исправительных колониях предназначенных для содержания лиц, осужденных к лишению свободы (мужчины и женщины) – не менее 4 кв.м. на одного человека;
– В исправительных учреждениях предназначенных для содержания несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы (несовершеннолетние мужского и женского пола) – не менее 4 м² на одного человека;
– В медицинских учреждениях, связанных с исправительными колониями предназначенных для содержания и лечения лиц, осужденных к лишению свободы (мужчины и женщины, в том числе несовершеннолетние) – не менее 5 м² на одного человека;
– В исправительных колониях предназначенных для содержания и стационарного лечения лиц, больных туберкулезом (мужчины и женщины, в том числе несовершеннолетних) – не менее 5 кв. на одного человека;
– Для осужденных, приговоренных судом к определенному сроку содержания в заключении, и лиц приговоренных к пожизненному лишению свободы – не менее 4 м² на одного человека.
– Для осужденных оставшихся в учреждениях предварительного заключения для хозяйственного обслуживания – не менее 4 м² на одного человека.
В соответствии с Законом Украины “О предварительном заключении” норма площади в камере в местах лишения свободы не может быть менее 2,5 м² на одного человека, а для беременных женщин или женщин с ребенком – 4,5 м².
В настоящее время на имеющейся фактической площади камер, учреждений предварительного заключения, находящихся под юрисдикцией Государственной пенитенциарной службы Украины обеспечено в среднем 3,0 м² жилой площади на одного человека.
В Киевском ИВС, исходя из доступной площади камер, каждый человек имеет 2,5 м² жилой площади, в Харьковском ИВС – 2,8 м².
Кроме того, в 2012 году был решен вопрос о финансировании капитальных затрат на ремонт и реконструкцию пенитенциарных учреждений и мест предварительного содержания под стражей, из Государственного бюджета Украины на текущий ремонт была выделена сумма около 9.6 миллиона гривен и 3.164 миллиона гривен.
Кроме того, в списке строительных приоритетов по реконструкции и капитальному ремонту учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы Украины были определены, в том числе:
– Строительство административного здания, реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий и сооружений инженерного сооружения Киевского СИЗО;
– Оборудование Вильнянского и Харьковского СИЗО средствами обеспечения безопасности и очистными сооружениями для осужденных болеющих туберкулезом Голопристанской исправительной колонии (№ 7) Херсонской области;
– Реконструкция (капитальный ремонт) в доме ребенка Черниговской исправительной колонии (№ 44) и 43 зданий, выведенных из эксплуатации в других пенитенциарных учреждениях, в целях создания дополнительных мест для содержания осужденных;
– Строительство (новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт) централизованного слива и дренажных фильтрующих систем пенитенциарных учреждений.
В целях решения проблемы с размещением задержанных лиц в соответствии с Приказом ГПтС Украины от 14.06.2011 № 191 на территории исправительных колоний были созданы блоки для содержания под стражей на 2001 человек из которых 483 места были в специализированных учреждениях для лечения туберкулеза.
В соответствии с приказом ГПтС Украины от 14.06.2011 № 192 были созданы арестные дома на 1051 человек на территории 32 исправительных колоний, в которыеиз следственных изоляторов были переведены лица, осужденные к аресту, чьи приговора вступили в силу.
Окна камер в местах предварительного содержания под стражей регулярно проверялись на предмет доступа свежего воздуха и естественного света в камеру. Было установлено, что вентиляционные окна обеспечивали доступ свежего воздуха. Уровень естественного света достаточен для удовлетворения бытовых нужд содержащихся лиц, так же электрическое освещение обеспечивается в основном лампой 100 Вт (или энергосберегающей лампой эквивалентной мощности), что позволяет содержащимся лицам свободно читать и писать без вреда для зрения. Кроме того, каждая ячейка туалета отделена.
Постоянный контроль за поддержанием необходимой температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется администрациями пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, при условии ежедневной отчетности для регионального управления ГПтС Украины.
Все жилые помещения исправительных учреждений оборудованы естественной (впуск-выпуск) вентиляцией. Кроме того, бытовые воздушные вентиляторы для улучшения микроклимата доступны практически во всех помещениях.
Касательно пунктов 44 и 45
Металлические решетки были демонтированы из окон камер здания № 1 в Харьковском СИЗО.
Одиннадцать кабин временного содержания для размещения лиц, в объединенной секции были разобраны и были построены новые камеры, структура и площадь которых, за счет сокращения числа боксов с одиннадцати до четырех, соответствует действующему законодательству. Для того чтобы обеспечить надлежащее освещение и проветривание коридора совокупной секции было сделано реконструкцию окна: окно малого размера было демонтировано, был расширен оконный проем и вставлены большие окна.
Камеры объединенных секций в местах предварительного заключения, оборудованы местами для сидения и используются для временного содержания заключенных лиц, они достаточно освещены, оборудованы туалетом, вентиляцией и условия соответствуют санитарно-гигиеническим правилам.
Касательно пункта 46
В Киевском и Харьковском СИЗО всем задержанным без исключения предоставляются ежедневные прогулки в течение не менее одного часа. Для несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, ухаживающих за детьми в возрасте до 3 лет, а также больных, с позволения врача, разрешаются прогулки до двух часов.
В случае неблагоприятных погодных условий задержанные лица имеют право делать физические упражнения в тренажерном зале СИЗО.
Все прогулочные дворики Киевского и Харьковского СИЗО оборудованы перекладинами и брусьями для выполнения физических упражнений и занятий спортом.
Для того, чтобы обновить нормативную базу по условиям и процедурам содержания лиц, находящихся в местах предварительного заключения и приведения их в соответствие с международными стандартами, были разработаны проекты приказов Министерства юстиции Украины «Об утверждении Правил внутреннего распорядка учреждений предварительного заключения»и «Об утверждении Руководства по организации обслуживания и надзора за лицами, содержащимися в местах предварительного заключения под стражей”, в настоящее время они проходят государственную регистрацию.
Касательно пункта 48
В соответствии с вышеуказанным совместным приказом Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины от 10.02.2012 номер 239/5/104 все лица, находящиеся под стражей, имеют возможность получения специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Министерство здравоохранения Украины без задержек.
Касательно пункта 49
Касательно осужденной г-жи Юлии Тимошенко
За время пребывания Юлии Тимошенко в Kачановской исправительной колонии (№ 54) до 9 мая 2012 года включительно, были созданы 21 медицинская комиссия, состоящие из более чем 20 академиков, докторов медицинских наук и кандидатов наук, она отказалась пройти медицинское обследование в 13 случаях.
Кроме того, в соответствии с совместным приказом ГПтС Украины, Министерства здравоохранения Украины и Министерства иностранных дел Украины от 10.02.2012 номер 69/105/40 “О создании медицинского совета, состоящего из иностранных специалистов для медицинского обследования Юлии Тимошенко и поддержки работы этого совета на территории Украины»была создана международная комиссия по медицинским вопросам, включающая иностранных специалистов, которая осуществляла медицинское обследование осужденной Юлии Тимошенко 14 и 15 февраля 2012 года и дала соответствующие рекомендации.
Следует также отметить, что медицинские работники Качановской исправительной колонии (№ 54) ежедневно предлагали осужденной Юлии Тимошенко пройти медицинские осмотры, которые ею были отклонены в большинстве случаев. Из 284 случаев предложения медицинского осмотра 247 были отклонены.
Все медицинские осмотры в отношении осужденной Юлии Тимошенко проводились исключительно на основании ее письменного согласия. Медицинский осмотр осужденной Юлии Тимошенко выполнен медицинским персоналом Качановской исправительной колонии (№ 54), он соответствовал нормативно-правовым актам, регулирующим процедуру оказания медицинской помощи задержанным и осужденным лицам.
20 апреля 2012 года совет Министерства здравоохранения и специалисты ГПтСУ предложили г-же Юлии Тимошенко продолжить ее лечение в помещениях Центральной клинической больницы Укрзализныци, в которых, по мнению немецких специалистов, были созданы наиболее благоприятные условия для реабилитации Юлия Тимошенко.
По прибытии в больницу 21 апреля 2012 осужденная Юлия Тимошенко отказалась пройти первичное и общее медицинское обследование и начать курс реабилитационных мероприятий.
В апреле 2012 года в связи с отказом осужденной Юлии Тимошенко подписать информированное согласие на первичное медицинское обследование и медицинское вмешательство, она была выписана из больницы и переведена обратно в Качановскую исправительную колонию №54.
4 мая 2012 года после курса реабилитационных мер Юлии Тимошенко, которые были предложены немецкими и украинскими врачами, она в устной форме согласилась пройти этот курс в Центральной клинической больнице Укрзализныци под наблюдением специалистов от немецкой клиники «Шарите».
9 мая 2012 г-жа Юлия Тимошенко была госпитализирована в указанное учреждение здравоохранения с целью пройти курс реабилитации под наблюдением специалистов из немецкой клиники “Шарите”, где она остается до настоящего времени.
Касательно осужденного Юрия Луценко
В мае 2011 года он отказался принимать пищу и объявил это в письменной форме. Это оказало негативное влияние на его общее состояние здоровья и привело к обострению имевшихся у него хронических заболеваний.
За время, проведенное г-ном Юрием Луценко в Киевском СИЗО, были созданы 14 комиссий специалистов Министерства здравоохранения Украины высокой профессиональной квалификации для его обследования и лечения, г-н Юрий Луценко отказался пройти обследование комиссией один раз (28 мая 2012 года). Для того, чтобы провести инструментальное обследование г-на Юрия Луценко его доставляли из помещения СИЗО в ведущие клиники Киева восемь раз.
С 6 по 20 апреля 2012 г Юрий Луценко проходил дополнительное обследование в Киевской городской больнице неотложной помощи. На основании информации, предоставленной специалистами этой больницы, диагноз г-на Юрия Луценко остался без изменений.
14 июня 2012 г Юрий Луценко консультировался врачом инфекционистом, и ему был установлен предварительный диагноз, были сделаны соответствующие рекомендации. В соответствии с рекомендациями врача инфекциониста и заявлением г-на Юрия Луценко.
21 июня 2012 он был осмотрен стоматологом Киевского ИВС, который рекомендовал ему обратиться к стоматологическому ортопеду.
26 июня 2012 был взят анализ крови для лабораторного исследования крови.
3 июля 2012 он консультировался с зубным ортопедом в стоматологии Киевской городской поликлиники.
В настоящее время осужденный Юрий Луценко получает все рекомендуемое лечение под наблюдением медицинских работников учреждения, состояние его здоровья удовлетворительное.
Касательно заключенного Валерия Иващенко
По прибытии в Киевский СИЗО он был осмотрен врачами, и ему был определен соответствующий диагноз, сделаны рекомендации. Было назначено наблюдение у терапевта и амбулаторное лечение.
Для обследования и лечения г-на Валерия Иващенко в 2012 году были созданы 11 комиссий специалистов Министерства здравоохранения Украины высокой профессиональной квалификации, г-н Валерий Иващенко отказался пройти обследование комиссии один раз (11 апреля 2012). Личные врачи г-на Валерия Иващенко были дважды допущены на территорию Киевского СИЗО для консультирования.
17 января и 7 июня 2012 он был доставлен из СИЗО в Институт нейрохирургии Ромоданова, где он прошел обследование: ЭНМГ, МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника.
Дважды он вывозился для консультаций в Киевскую городскую стоматологическую поликлинику. Состояние здоровья г-на Валерия Иващенко контролировалось медицинским персоналом Киевского СИЗО и специалистами Министерства здравоохранения Украины. В настоящее время для него не является обязательным лечение в специализированном учреждении здравоохранения.
Оказание медицинской помощи осужденным Юлии Тимошенко, Юрию Луценко и заключенному Валерию Иващенко осуществляется в соответствии с правовой базой в области здравоохранения в Украине.
Касательно пункта 50
Встречи с родственниками и иными лицами предоставляются лицам, содержащимся в учреждениях предварительного заключения в соответствии со статьей 12 Закона Украины «О предварительном заключении». Основания для отказа в предоставлении свидания должны быть предоставлены в письменной форме лицу, которое прибыло на встречу.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины “О предварительном заключении” и после введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Украины свидания заключенным будут предоставляться минимум три раза в месяц.
Переписка заключенных осуществляется в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О предварительном заключении». Администрация учреждения предварительного содержания под стражей ни в коем случае не препятствует отправке и получению писем заключенных. Администрация ИВС помогает заключенным в получении необходимых документов для подготовки обращения в Европейский суд по правам человека.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Украины “О предварительном заключении” и после введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Украины заявления лиц, касающиеся судебного обжалования решений, действий или бездействия следователя или прокурора, или обжалования решения следователя по избранию меры пресечения содержания под стражей, или продлении содержания под стражей, или о применении временного ареста, или экстрадиции должны быть направлены администрацией следственных изоляторов в суд, определенный законом в течение 24 часов с момента их подачи.
В соответствии с законодательством Украины, для задержанных лиц не предусмотрены телефонные разговоры. Вместе с тем осужденным, отбывающим наказание, разрешено совершать телефонные звонки без ограничения их количества и продолжительности.