Ненадлежащая медицинская помощь в местах лишения свободы

Текст решения ЕСПЧ (англ.)

Текст перевода решения ЕСПЧ (рус.)

22 октября 2015 года Европейский суд по правам человека вынес решениеСавинов против Украины(№ 5212/13), признав нарушение статьи 3 Конвенции и присудив компенсацию в размере 10 000 в счет возмещения нематериального вреда, а также 910 евро в счет возмещения затрат и расходов. Представитель заявителя в Суде адвокат Елена Сапожникова.

ФАКТЫ

В период с 26 декабря 2008 года по 10 марта 2009 года заявитель отбывал наказание в Одесской исправительной колонии № 14 (Одеська виправна колонія №14). Он также пребывал там с 5 мая 2009 года по 5 сентября 2012 года.

В Одесской исправительной колонии № 14 заявитель проходил следующее лечение: в марте 2009 года заявитель был осмотрен, и обнаружилось, что он “практически здоров”. В декабре 2009 года заявитель болел вирусной респираторной инфекцией. В январе-сентябре 2011 года заявитель был осмотрен терапевтом. Позднее заявителю был поставлен диагноз тромбофлебит и назначено лечение. Дважды, в 2011 и 2012 году, заявитель проходил рентген; патологий выявлено не было.

В период с 23 ноября по 3 декабря 2011 года заявитель находился в медицинской части с диагнозом тромбофлебит. В ноябре 2011 года администрация Одесской колонии подала запрос о ВИЧ-статусе заявителя в Одесскую областную государственную санитарно-эпидемиологическую службу. 23 ноября 2011 года был получен ответ, что результат теста заявителя на ВИЧ в 1996 году был положительным.

4 мая 2012 года терапевт поставил заявителю диагноз ВИЧ .

В июле-августе 2012 года заявитель сдал ряд анализов крови, в том числе анализ на лимфоциты CD4+ с результатом 74 клеток. 12 августа 2012 года заявителю был поставлен диагноз ВИЧ в 4 клинической стадии, туберкулез лимфатических узлов и орофарингеальный кандидоз. Было отмечено, что заявитель находится в критическом состоянии. 30 августа 2012 года заявителю было назначено противотуберкулезное лечение.

С 7 сентября по 12 октября 2012 года заявитель находился в инфекционном отделении больницы при Дариевской исправительной колонии (інфекційне відділення міжобласної багатопрофільної лікарні при Даріївській виправній колонії № 10 Херсонської області). Заявитель прошел многочисленные анализы крови и мочи, рентген и другие тесты, необходимые для диагностики и лечения туберкулеза. Он также прошел тест на уровень клеток CD4 +, с результатом 98. Заявитель был осмотрен врачами, после чего ему было назначено лечение. При выписке из отделения заявителю был поставлен диагноз ВИЧ в 4 клинической стадии, туберкулез лимфатических узлов, кандидоз, лейкопения, потеря веса (8%), хронический гепатит и хронический панкреатит. Заявителю было рекомендовано проконсультироваться у специалиста по инфекционным заболеваниям для назначения ему антиретровирусной терапии (АРТ).

12 октября 2012 года заявитель поступил в Межобластную специализированную туберкулезную больницу при Голопристанской исправительной колонии № 7 (міжобласна спеціалізована туберкульозна лікарня при Голопристанській виправній колонії №7). Ему был поставлен диагноз туберкулез периферических лимфатических узлов, дефицит веса на 8%, анемия, лейкопения, хронический гепатит в стадии неустойчивой ремиссии и хронический панкреатит в стадии ремиссии. Там же заявитель прошел различные обследования и получил назначенное лечение, в частности, от туберкулеза.

26 октября 2012 года заявитель был осмотрен инфекционистом и ему был поставлен диагноз ВИЧ в 4 клинической стадии и туберкулез периферических лимфатических узлов. В ноябре-декабре 2012 года заявитель был осмотрен хирургом. У него был диагностирован посттромбофлебитный синдром обеих ног в отечно-язвенной форме, и назначено лечение. В период с ноября 2012 по январь 2013 года заявитель прошел еще ряд обследований и тестов. В частности, 21 ноября 2012 года заявитель сдал тест на клетки CD4+ (результат: 44 клетки или 18,4%).

4 и 25 февраля 2013 года начальник Голопристанской исправительной колонии, совместно с Голопристанским районным судом, подал два запроса, в соответствии со статьей 84 Уголовного кодекса, об освобождении заявителя, ссылаясь на то, что заявитель страдал СПИДом, а также имел другие серьезные проблемы со здоровьем. Запросы были основаны на заключениях медицинской комиссии, в соответствии с которыми заболевания заявителя входили в список проблем со здоровьем, по причине которых заключенный может быть освобожден тюремными властями.

11 февраля и 11 марта 2013 года, соответственно, суд отклонил обе просьбы, на том основании, что заявитель был признан виновным в совершении нескольких тяжких преступлений (последним преступлением было нападение на его мать, ставшее причиной ее смерти), и, находясь в заключении он был наказан за нарушение тюремных правил в двенадцати случаях, что свидетельствует о его антиобщественном поведении и нежелании исправиться. По мнению суда, заявитель по-прежнему представлял опасность для общества. В своем решении от 11 февраля 2013 года, суд также отметил, что из просьбы начальника тюрьмы не следует, что диагноз СПИД был поставлен заявителю соответствующим специалистом. Кроме того, нет никакой информации, что у заявителя есть родственники или близкие, которые могли бы или хотели бы заботиться о нем в случае его освобождения.

15 марта 2013 года тест CD4+ заявителя показал 129 клеток.

25 марта 2013 года Правительство предоставило медицинскую информацию, согласно которой состояние здоровья заявителя было средней тяжести. Его диагнозы ВИЧ и туберкулез были подтверждены, и было отмечено, что заявитель также страдает гипертермией, хроническим гепатитом, хроническим панкреатитом, посттромбофлебитным синдромом, анемией, серьезной иммуносупрессией, потерей веса и диареей. В Голопристанской колонии заявитель находился под постоянным наблюдением физиатра и инфекциониста заболеваниям, и прошел курс АРТ и лечения от туберкулеза, а также симптоматическое лечение и курс витаминов.

22 апреля 2013 года Голопристанский районный суд отклонил новый запрос начальника колонии об освобождении заявителя в связи с его состоянием здоровья. Было отмечено, что у заявителя был СПИД и ряд серьезных проблем со здоровьем. Суд, однако, пришел к выводу, что заявитель имеет многочисленные судимости за совершенные преступления, в том числе и тяжкие. Во время пребывания в заключении, он неоднократно подвергался взысканиям. Суд уже дважды отклонял подобные запросы об освобождении, и не было никаких доказательств того, что состояние здоровья заявителя ухудшилось по сравнению с тем временем, когда был отклонен последний запрос.

20 июня 2013 года Херсонский областной апелляционный суд отменил это решение и постановил освободить заявителя в связи с его серьезными проблемами со здоровьем.

26 июня 2013 года заявитель был освобожден.

Оценка Суда

Суд отмечает, что доказательства, представленные Правительством в поддержку своего утверждения, что заявителю оказывалась надлежащая медицинская помощь, и что он получил предписанные медикаменты в полном объеме, являются неудовлетворительными. Копия медицинской карты заявителя очень плохого качества, нечитабельна, и содержащаяся в ней информация очень расплывчата и несет фрагментарный характер. В частности, невозможно понять, какие жалобы заявителя рассматривались, или установить, насколько точно соблюдались назначения врачей

Суд повторяет, что вопросы неоказания надлежащей медицинской помощи лицам с ВИЧ в украинских учреждениях содержания под стражей уже были рассмотрены Судом в ряде дел (см. Kats and Others v. Ukraine, № 29971/04, 18 December 2008; Pokhlebin v. Ukraine, № 35581/06, 20 May 2010; и Salakhov and Islyamova v. Ukraine, № 28005/08, 14 March 2013). В целом, ситуация в отношении лечения лиц с ВИЧ в этих учреждениях также была рассмотрена в деле Sergey Antonov v. Ukraine (№ 40512/13, 22 October 2015)

В свете вышеизложенного и, в частности, учитывая непредоставление заявителю необходимого лечения ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы, Суд приходит к выводу, что в период с ноября 2011 года по март 2013 года заявитель не был обеспечен достаточной медицинской помощью в заключении, что приравнивается к бесчеловечному и унижающему достоинство обращению по смыслу статьи 3 Конвенции.

Текст решения ЕСПЧ (англ.)

Текст перевода решения ЕСПЧ (рус.)

Comments are closed